Годовалые дети угадывают мысли других посредством эмпатии

«Дети в возрасте 18 месяцев способны угадывать мысли других людей», — пишет Daily Mail, ссылаясь на данные исследования.

Ранее считалось, что способность к эмпатии — идентификации себя с другим человеком — появляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, и у детей из разных стран это происходит в разных возрастах, отмечает Дэмьен Гэйл.

Группа ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе решила проверить это утверждение с помощью своей версии теста на ложные убеждения. В классической форме теста человек входит в комнату, кладет определенный предмет, например ножницы, в потаенное место, и выходит. Затем заходит второй исследователь и прячет ножницы в карман. Потом возвращается первый человек, и исследователи спрашивают ребенка: «Как ты думаешь, где первый человек будет искать ножницы?».

Цель испытания состоит в том, чтобы проверить, способен ли ребенок понять точку зрения другого человека — в данном случае, того, кто удивлен, куда делись ножницы.

При проведении этого теста дети из западных стран обычно начинают давать правильный ответ — что человек будет искать в потаенном месте — с возраста от четырех до семи лет, дети из других стран — в других возрастах, говорится в статье.

К новому эксперименту исследователи привлекли 91 ребенка из Китая, Фиджи и Эквадора в возрасте от 19 месяцев до пяти лет. Единственное различие эксперимента с его классической версией состояло в том, что человек, заходивший в комнату, чтобы перепрятать ножницы, останавливался, подпирал подбородок и говорил: «Гм, интересно, где он будет искать ножницы?».

Ученые записали реакции детей на видео, проследив за их взглядом. Было заметно, что они смотрят в сторону потаенного места, а значит, ожидают, что первый человек будет искать ножницы там, где он их оставил.

Получается, что дети развивают способность «читать мысли» гораздо раньше, чем считалось ранее, и во всех культурах это происходит одновременно, пишет корреспондент. На результаты предыдущих исследований, вероятно, повлияли культурные различия, так как не во всех культурах взрослые задают детям вопросы, на которые уже знают ответ, вроде вопроса «что делает корова?».

Как сказал Live Science автор исследования Кларк Баррет, вопрос ученых («Как ты думаешь, где первый человек будет искать ножницы?») мог привести детей в замешательство, в результате чего они давали неправильные ответы.

Источник: Inopresa.ru